Как проводить проверку перевозчиков своими силами. Чем пользоваться.
Основная задача проверки
Описанный ниже подход направлен, в основном, для решения задачи снижения риска мошенничества. Риска хищения груза мошенниками. Схем мошенничества много. Для наиболее полной защиты от них, возможно, требуется наличие специальных навыков и инструментов. Однако для защиты от наиболее популярных схем достаточно правильно организовать работу и использовать общедоступные ресурсы.
Процедура проверки состоит из двух основных блоков:
Скоринг объектов проверки: юрлица, ключевых физлиц, водителя, ТС.
Верификация объектов проверки.
Скоринг объектов проверки
Задача первого блока, скоринга объектов проверки -- это проверка существования объектов проверки и оценка их благонадежности. На этом этапе проводится проверка соответствия данных объектов проверки по сторонним источникам. Например, соответствие данных ТС, указанных в полученных от перевозчика документах, данным на сайте ГИБДД. На этом же этапе ставится оценка благонадежности проверяемых объектов. Формула такой оценки (веса скоринга) может различаться между компаниями. Например, если перевозчик является ответчиком по арбитражному делу, то какая-то компания может отказаться от работы с ним, а какая-то отказаться.
Верификация
Задача второго блока, верификации — удостовериться, что именно те люди, чьи документы получены от перевозчика, и выступают участниками сделки - водителем и полномочными представителями от организации (ИП, директором или логистом). Для большинства схем мошенничества, основной целью является водитель. Именно он получает груз для перевозки. Именно над его действиями мошенники получают контроль разными способами. В одном случае - это подмена номера его телефона в заявке, когда от его лица с заказчиком общается мошенник, а истинный водитель с грузом, по другой заявке с этим же мошенником выгружается там, где ему укажет преступник.
В другом случае - это трудоустройство водителя в компанию - «призрак». Чаще всего - купленную специально для проведения мошеннических хищений организацию с исторически наработанным рейтингом и рекомендациями. Верификация позволяет проверить, что перевозку организовывают и проводят реальные люди, заявленные в документах, полномочные представители и водители перевозчика.
Чек лист и источники информации
На практике, в компаниях, которые выполняют большой объем проверок, скоринг объектов проверок и их верификация бывают достаточно хорошо автоматизированы. Например, скоринг может включать в себя несколько десятков параметров оценки, которые автоматически берутся из разных источников и суммируются между собой с разными весами для получения итоговой оценки благонадежности.
Для небольшой компании с небольшим объемом проверок, которая хочет вести проверки своими силами, часто применяется упрощенный подход. Заводится чек-лист проверки, по которому должен пройти логист при заключении договора-заявки с новым перевозчиком. В чек-листе перечислены пункты проверки, критерии оценки и источники данных.
Ниже приведено примерное содержание такого чек-листа. Как упомянули выше, точный состав чек-листа и критерии оценки зависят от политики компании, ее склонности к риску, целей и возможностей.
Критичность сумм задолженностей для принятия решения о сотрудничестве индивидуальна. В некоторых случаях размеры долгов по ФССП напрямую не влияют на безопасность перевозки. Но в качестве оценочного критерия в совокупности с другими факторами подлежат к принятию во внимание.
Факт лишения права управления транспортным средством
Соответствие данных водителя (фио, дата рождения)
Открытые водительские категории
Соответствие данных ТС: номера, марка, цвет, год выпуска, сроки владения и дата постановки на учет
Нахождение ТС в розыске
Наличие полиса ОСАГО. Соответствие сведений о собственнике и страхователе транспортного средства, о лицах, допущенных к его управлению.
Наличие ограничений на регистрационные действия, с нашей точки зрения, не является фактором, на основании которого может быть принято решение об отказе в сотрудничестве с перевозчиком.
Верификация объектов проверки
Источники:
Рекомендации на ati.su
Рекомендации от перевозчика
Что делать. Сделать не менее двух-трёх звонков в компании, с которыми ранее работала организация, с которой предстоит перевозка. При получении рекомендаций от самого перевозчика, необходимо, чтобы они были предоставлены от тех компаний, которых вы сможете самостоятельно авторизовать, либо знаете лично.
На звонке необходимо сверить:
Данные водителя
Телефон водителя
Данные ТС
Маршруты рейсов, совершенных с проверяемым перевозчиком
Все должно в точности соответствовать данным, полученным от перевозчика. Выполненные рейсы должны составлять по длительности минимум 2-3 рабочих дня. Более короткие рейсы в рекомендации — негативный фактор. Мошенники часто используют короткие рейсы для набора свежих рекомендаций и введения в заблуждение добросовестных участников рынка.
При желании можно расширить область проверки, используя информацию о привязке к номерам телефонов банковских карт, ресурса GetContact, стандартных поисковых систем для сбора информации из других открытых источников, и т.д. и т.п.
Данный чек-лист и перечень ресурсов, являются, скорее, минимальными для сбора информации о контрагенте и лицах, с кем предстоит перевозка. Но даже такие проверки снизят риск от мошенничества. К тому же, такую работу по проверкам несложно организовать своими силами.