Добрый день!
В своей работе в транспортной безопасности мы сталкиваемся с разными схемами мошенничества. В этой статье мы расскажем о самой распространенной из них – переадресации, и о том, как с ней бороться.
Эта схема – самая простая для реализации. В отличие от других, более сложных схем, мошенником может быть только один человек с интернетом и телефоном. Эта схема также и самая простая для противодействия. Даже простых проверок, которые под силу любому логисту, чаще всего достаточно, чтобы значительно снизить риски. Но к сожалению, много компаний не делают даже таких простых проверок, и эта схема остается самой популярной среди мошенников.
Описание схемы мошенничества
Действующие лица:
- Заказчик – заказчик перевозки, грузоотправитель.
- Экспедитор – компания-перевозчик, выполняющая заказ Заказчика.
- Мошенник – мошенник, играющий роль компании-перевозчика для Экспедитора.
- Водитель – реальный водитель. Чаще всего – не в сговоре с мошенником.
Действие 1: подготовка мошеннической схемы и перевозки.
Мошенник заводит подставное юрлицо, которое будет играть роль компании-перевозчика.
Мошенник, с помощью бирж по поиску грузов и машин находит подходящие друг другу водителя и груз.
Мошенник связывается с Экспедитором и Водителем. Оформляются все необходимые документы. При этом Мошенник делает Водителю привлекательное предложение. Например, оплата наличными на разгрузке.
При передаче документов Экспедитору Мошенник подменяет номер телефона водителя своим номером. Т.е. для Экспедитора по телефону Мошенник играет роль водителя.
Действие 2: проведение перевозки, переадресация, хищение груза.
Водитель грузится как обычно, но всю связь при этом он ведет через Мошенника.
Для Заказчика и Экспедитора, в свою очередь, Мошенник играет по телефону роль водителя.
Через некоторое время Мошенник просит водителя разгрузиться в другом месте, не по ТТН. Объясняет, например, что склады загружены, не могут принять груз и т.п.
Для Заказчика и Экспедитора, Мошенник продолжает в качестве Водителя отвечать, что едет по маршруту. Когда задержка в прибытии становится явной, может говорить, что сломался и ожидает ремонта.
Водитель проводит разгрузку в указанном Мошенником месте.
Мошенник начинает сбывать похищенный груз.
Мошенник еще какое-то время держит связь с Заказчиком и Экспедитором, чтобы выиграть время для сбыта груза, потом отключает телефон, чтобы не отследили.
Как обезопасить себя от этой схемы
Помогают даже самые простые методы, которые может использовать любой логист.
Проверить юрлицо перевозчика
Мошенник использует подставное юрлицо. Либо заведомо фиктивное юрлицо, не ведущее никакой реальной деятельности. Либо реальное юрлицо, но не имеющее к мошеннику отношения. Поэтому надо проверять, что вы имеете дело с реальным работающим юрлицом и общаетесь именно с ним.
Например, проводить следующие проверки:
1. Проверить уставные данные юрлица по специализированным сервисам (Контур, Спарк, Репутация):
- 1.1. Соответствие ИНН, ОГРН, название юрлица, имя гендиректора
- 1.2. Не массовый гендиректор
- 1.3. Не массовый юр. адрес
2. Проверить контакты юрлица
- 2.1. Позвонить первому лицу компании и убедиться, что он в курсе перевозки
- 2.2. Получить рекомендации от надежных доверенных компаний на перевозчика с обязательным указанием контактных данных
Проверить водителя
Мошенник передает Экспедитору либо данные фиктивного водителя, либо данные реального водителя, но меняя его номер телефона на свой. Поэтому надо проверять, что вы имеете дело с реальным водителем и общаетесь действительно с ним.
Например, проводить следующие проверки:
3. Проверить документы водителя по специализированным сервисам (ГИБДД и подобные):
- 3.1. Соответствие паспортных данных
- 3.2. Соответствие данных водительского удостоверения
- 3.3. Паспорт и ВУ не просрочены
4. Проверить контакты водителя
- 4.1. Получить рекомендации от надежных доверенных компаний, которые раньше работали с этим перевозчиком и водителем, с обязательным указанием контактного телефона водителя
- 4.2. Поискать телефон водителя в соцсетях. Но этот метод не всегда срабатывает даже для реальных водителей и телефонов.
Другое
Существуют и другие способы обезопасить перевозку, например:
5. Проведение инструктажа водителя о недопустимости выгрузки не по ТТН.
6. Проверка на погрузке телефона водителя при личной встрече.
7. Подключение трекинга водителя или машины.
Заключение
Описанная выше схема – достаточно простая. Даже простые методы, описанные выше, значительно снизят ваши риски пострадать от такой схемы.
К сожалению, много компаний не делают даже таких простых проверок. Поэтому эта схема – самая распространенная, и мошенники продолжают успешно ее использовать.
Существуют и более сложные схемы, для которых недостаточно методов, описанных выше. О таких схемах и о том, как с ними бороться, мы расскажем в одной из следующих статей.
Михаил Алтунин
Учредитель ОТК
+7 916 660 7289
Контакты ОТК: +7 995 507 5757, info@otk.su