Заявка на проверку
Заявка поступает на проверку всей цепочки: ИП-перевозчик, водитель и транспорт. Проверка по документам проходит хорошо, все данные подтверждаются и говорят о добросовестности перевозчика и водителя.
Переходим к звонку с водителем для верификации его личности. Это обязательный этап для новых проверяемых водителей. Подробнее о том, зачем нужен звонок и как его проводить, можно прочитать в статье "Как проводить проверку перевозчиков своими силами. Чем пользоваться".
Звонок с водителем
Дозвониться до водителя получается не сразу. Водитель трубку берет, но не идет на разговор: то связь плохая, то неудобно говорить, просит перезвонить ему позже. Такое, конечно, с водителями бывает. Они работают совсем не в офисных условиях, поэтому и связь, бывает, не очень хорошая, и сами водители бывают заняты в дороге или на разгрузке. Поэтому подозрений при недозвоне не с первого раза, обычно, не возникает.
Только на 4 раз, наконец, удается поговорить с водителем. Связь и на этот раз не очень хорошая, но разговор проводим, и водитель успешно отвечает на все вопросы.
Уже в самом конце разговора спрашиваем водителя, есть ли у него какой-либо другой телефонный номер. Водитель отвечает, что у него есть только этот номер, по которому он сейчас говорит. Сверяем номер, и водитель дает совсем другой номер: не тот, который указан в заявке и на который мы ему звонили!
И тут связь обрывается.
Мошеннический коммутатор
Разбираемся подробнее, что произошло.
Телефон, указанный в заявке, зарегистрирован в Костромской области, хотя сам перевозчик и транспорт зарегистрированы в Краснодаре. Номер, который продиктовал водитель, действительно принадлежит этому водителю и тоже зарегистрирован в Краснодарском крае.
Ещё раз связываемся с водителем по его настоящему номеру. Выясняется, что он должен ехать по маршруту Москва – Ростов-на-Дону, а в нашей заявке указан маршрут Москва – Краснодар и чужой номер телефона.
Получаем типичную схему переадресации. По этой схеме, мошенники меняют номер телефона водителя в документах на свой номер, чтобы при общении с заказчиком разговаривать вместо водителя, а самого водителя отправить по другому маршруту. Это — одна из самых популярных схем мошенничества, которую мы описывали в статье "Как обезопасить себя от самой популярной схемы мошенничества. Подробная инструкция".
Водитель говорит, что поддерживает связь с «логистом Валерием». И когда мы связывались, как думали, с водителем, то попадали на этого самого Валерия. Он ставил разговор на паузу и звонил реальному водителю. После этого соединял динамики и микрофоны двух телефонов и позволял нам поговорить с реальным водителем. Мошенники создавали, фактически, «коммутатор» для прохождения проверки. Этим объясняется и плохое качество связи, и невозможность связаться с водителем с первого раза.
Итог
По итогу данной проверки мошенник был уличен. Грузоотправитель заключил договор с перевозчиком напрямую, и груз был сохранен.
Методика проверки наемных перевозчиков тоже была скорректирована, чтобы противодействовать этому новому приему мошенников. Не в первый и, наверняка, не в последний раз. Этот случай показывает, что мошенники развиваются, применяют новые инструменты и приемы. А значит, и мы должны развиваться.
Если вы сталкивались с этим или какими-либо другими приемами мошенников, поделитесь, пожалуйста, с нами. Вместе мы очистим мир грузоперевозок от мошенников!
Будем также рады любой обратной связи!
Команда ОТК
Подписывайтесь на новые статьи
- в телеграм: ссылка
- в инстраграм: ссылка
- в фейсбук: ссылка