Новости ОТК

История про накладную стоимостью 100 млн рублей

Даже добросовестный перевозчик может оказаться “без вины виноватым” и получить иск на полную стоимость груза. В этой статье рассказываем, как порядок в документах может сохранить 100 млн руб.

Ситуация, описанная ниже, встречается достаточно часто. Но именно этот случай — особенный по двум причинам. Во-первых, удивляет масштаб сумм: сотни миллионов рублей. Во-вторых, сама описываемая ситуация возникла в результате мошеннических действий, которые мы тоже опишем, но уже в следующей статье.

Начало истории

Основные действующие лица этой истории такие:
  • Таркетт (АО “Таркетт Рус”, ИНН 7727115649), грузоотправитель
  • Регион Сервис (“Регион Сервис”, ИНН 7726322201), грузополучатель
  • Дентро (ООО “Дентро”, ИНН 1323123107), перевозчик

История начинается с того, что к нам за помощью обращается перевозчик Дентро. Говорит, что грузоотправитель Таркетт подал на него в суд о взыскании 109 млн рублей за недоставку груза. Но Дентро добросовестно выполнил условия договора и передал груз грузополучателю Регион Сервис. В процессе перевозки были оформлены все необходимые документы. Однако грузополучатель Регион Сервис оплачивать товар Таркетту отказался и сказал, что товар ему не привозили.
Таркетт подает в суд на Дентро.


Разбираемся в ситуации

Как оказалось, в 2018 году между Таркетт и Регион Сервис был заключен договор поставки на сумму 299 млн рублей. Для доставки товара привлекались различные перевозчики, включая Дентро.

Компания Дентро как положено оказывала услуги в полном объеме и получала за них оплату. Но Регион Сервис оплачивать поставленный товар Таркетту почему-то отказался. Более того, он заявил, что никакой товар он вовсе и не получал.

Таркетт в шоке, как такое могло произойти. Ведь поставка была не одним днем. Регион Сервис скупал и получал товар в течение нескольких месяцев. И вдруг сейчас говорит, что поставки не было. Очень необычное и подозрительное поведение грузополучателя.

Таркетт, конечно, обращается в суд о взыскании задолженности с Регион Сервиса. Сумма иска большая, поэтому, вполне ожидаемо, Регион Сервис объявляет себя банкротом. 

Тогда Таркетт просит включить его в реестр кредиторов. Это действие тоже не помогает. Несмотря на наличие накладных с отметкой о приеме грузополучателем, Таркетт получает отказ. Аргументация судебного решения удивляет:
  1. Во-первых, Таркетт не доказал факт поставки.
  2. Во-вторых, перевозчики не имели физической возможности перевозить товары в адрес Регион Сервис ввиду отсутствия необходимых для этого материальных средств. А именно: согласно данным бухгалтерской отчетности Дентро не имеет материальных средств, в том числе не имеет автомобилей или прицепов, в том числе не имеет в лизинге, а следовательно, Дентро не имел возможности предоставить автотранспорт для перевозки товара.

Т.е. фактически, суд устанавливает, что перевозчики груз не доставили!

Так и получилось, что Таркетт, пытаясь вернуть себе хоть что-нибудь, на основании определения суда, подает в суд на перевозчиков, которые выполняли перевозки от Таркетта на Регион Сервис. Среди таких перевозчиков и оказалась компания Дентро. Сумма иска составляет стоимость якобы недоставленного груза, около 100 млн руб.

Линия защиты

Дентро, как и другие перевозчики, не ожидал таких событий. Вроде, добросовестно выполнили все перевозки, получили за них оплату, а тут приходит иск, мол, товар не доставлен.

Судебное рассмотрение длилось более года, но совместными усилиями удалось доказать факт доставки товара и избежать взыскания более 100 млн рублей.
Защита была основана на трех основных аргументах.

Во-первых, мы доказали истечение срока давности иска к перевозчику. Истец связывал начало течения срока с момента отказа в первом суде включить его в реестр кредиторов. Однако срок начал течь с момента гипотетической потери товара.

Во-вторых, Дентро подтвердил факт доставки груза товарными накладными с отметками грузополучателя и отзывами привлеченных перевозчиков. Также был сделан запрос в налоговую об отражении счетов-фактур, связанных с доставкой утраченного товара.

В-третьих, было доказано отсутствие преюдиции по предыдущему судебному разбирательству между Таркетт и Регион Сервис: Дентро не являлся стороной в данном деле.

Выводы для перевозчиков

В описанной ситуации может оказаться любой перевозчик. Даже при добросовестном исполнении своих обязательств можно получить иск на полную стоимость груза.

Поэтому основной вывод простой — держать документы в порядке, вести четкий документооборот.

Более конкретно, перевозчикам следует всегда:
  1. Требовать и хранить доверенности грузополучателя, выданные на прием груза.
  2. Хранить оригиналы транспортных накладных.
  3. Хранить оригиналы подписанных актов оказанных услуг.

Отсутствие любого из этих документов может стоить перевозчику 100 млн рублей.

Читайте в следующей части статьи

А как так получилось, что Таркетт дал кредит на 300 млн руб Регион Сервису и продолжал поставлять ему товар, не получая за него оплату?
Потому что у этого кредита был поручитель-физлицо, которому Таркетт доверял. Но и это физлицо, и Регион Сервис стали участниками мошеннической схемы. В этой схеме участвуют несколько компаний, и она даже связана с легендарным МММ.
Как? Читайте в следующей статье.

Ссылки

Нормативная база данной статьи:
  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ):
  2. Ст. 785 По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
  3. П. 3 ст. 797 Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами.
  4. Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта":
  5. П. 1 ст. 15 Перевозчик обязан доставить и выдать груз грузополучателю по адресу, указанному грузоотправителем в транспортной накладной, грузополучатель - принять доставленный ему груз.
  6. Ст. 42 Срок исковой давности за утрату груза составляет один год с момента, когда груз считается утраченным.

Судебная практика данной статьи:
  1. Дело № А40-92990/18 - стороны АО “Таркетт Рус” и АО “Регион Сервис”
  2. Дело № А40-118496/18-187-146«Б» - о признании ООО “Регион Сервис” его несостоятельным (банкротом).
  3. Определение Арбитражного суда г. Москвы от 12.07.2019 года. АО «Таркетт Рус» отказано во включении в третью очередь реестра требований кредиторов.
  4. Дело № А40-30202/2020 - стороны ООО «Дентро» (перевозчик) и АО «Таркетт Рус» (заказчик, грузоотправитель);
  5. 25.05.2021 г. Решение об отказе в удовлетворении иска в полном объеме по причине подтверждения доставки груза и истечения срока исковой давности.

Другое:
  1. Между АО «Таркетт Рус» и ООО «Регион Сервис» был заключен договор поставки № 538 от 01.12.2016 г., в рамках которого в первом квартале 2018 года был поставлен товар на 298 733 781,62 рублей по постоплате (По данным судебных дел).

А вы попадали в похожую ситуацию?
Как порядок в документах снижает ваши риски?
Поделитесь, пожалуйста, с нами. Будем рады любой обратной связи!

Команда ОТК и Дентро

Следите за новостями:
- в телеграм:ссылка
- в инстраграм: ссылка
- в фейсбук: ссылка

02.04.2021