Ситуация, описанная ниже, встречается достаточно часто. Но именно этот случай — особенный по двум причинам. Во-первых, удивляет масштаб сумм: сотни миллионов рублей. Во-вторых, сама описываемая ситуация возникла в результате мошеннических действий, которые мы тоже опишем, но уже в следующей статье.
Начало истории
Основные действующие лица этой истории такие:
- Таркетт (АО “Таркетт Рус”, ИНН 7727115649), грузоотправитель
- Регион Сервис (“Регион Сервис”, ИНН 7726322201), грузополучатель
- Дентро (ООО “Дентро”, ИНН 1323123107), перевозчик
История начинается с того, что к нам за помощью обращается перевозчик Дентро. Говорит, что грузоотправитель Таркетт подал на него в суд о взыскании 109 млн рублей за недоставку груза. Но Дентро добросовестно выполнил условия договора и передал груз грузополучателю Регион Сервис. В процессе перевозки были оформлены все необходимые документы. Однако грузополучатель Регион Сервис оплачивать товар Таркетту отказался и сказал, что товар ему не привозили.
Таркетт подает в суд на Дентро.
Разбираемся в ситуации
Как оказалось, в 2018 году между Таркетт и Регион Сервис был заключен договор поставки на сумму 299 млн рублей. Для доставки товара привлекались различные перевозчики, включая Дентро.
Компания Дентро как положено оказывала услуги в полном объеме и получала за них оплату. Но Регион Сервис оплачивать поставленный товар Таркетту почему-то отказался. Более того, он заявил, что никакой товар он вовсе и не получал.
Таркетт в шоке, как такое могло произойти. Ведь поставка была не одним днем. Регион Сервис скупал и получал товар в течение нескольких месяцев. И вдруг сейчас говорит, что поставки не было. Очень необычное и подозрительное поведение грузополучателя.
Таркетт, конечно, обращается в суд о взыскании задолженности с Регион Сервиса. Сумма иска большая, поэтому, вполне ожидаемо, Регион Сервис объявляет себя банкротом.
Тогда Таркетт просит включить его в реестр кредиторов. Это действие тоже не помогает. Несмотря на наличие накладных с отметкой о приеме грузополучателем, Таркетт получает отказ. Аргументация судебного решения удивляет:
- Во-первых, Таркетт не доказал факт поставки.
- Во-вторых, перевозчики не имели физической возможности перевозить товары в адрес Регион Сервис ввиду отсутствия необходимых для этого материальных средств. А именно: согласно данным бухгалтерской отчетности Дентро не имеет материальных средств, в том числе не имеет автомобилей или прицепов, в том числе не имеет в лизинге, а следовательно, Дентро не имел возможности предоставить автотранспорт для перевозки товара.
Т.е. фактически, суд устанавливает, что перевозчики груз не доставили!
Так и получилось, что Таркетт, пытаясь вернуть себе хоть что-нибудь, на основании определения суда, подает в суд на перевозчиков, которые выполняли перевозки от Таркетта на Регион Сервис. Среди таких перевозчиков и оказалась компания Дентро. Сумма иска составляет стоимость якобы недоставленного груза, около 100 млн руб.
Линия защиты
Дентро, как и другие перевозчики, не ожидал таких событий. Вроде, добросовестно выполнили все перевозки, получили за них оплату, а тут приходит иск, мол, товар не доставлен.
Судебное рассмотрение длилось более года, но совместными усилиями удалось доказать факт доставки товара и избежать взыскания более 100 млн рублей.
Защита была основана на трех основных аргументах.
Во-первых, мы доказали истечение срока давности иска к перевозчику. Истец связывал начало течения срока с момента отказа в первом суде включить его в реестр кредиторов. Однако срок начал течь с момента гипотетической потери товара.
Во-вторых, Дентро подтвердил факт доставки груза товарными накладными с отметками грузополучателя и отзывами привлеченных перевозчиков. Также был сделан запрос в налоговую об отражении счетов-фактур, связанных с доставкой утраченного товара.
В-третьих, было доказано отсутствие преюдиции по предыдущему судебному разбирательству между Таркетт и Регион Сервис: Дентро не являлся стороной в данном деле.
Выводы для перевозчиков
В описанной ситуации может оказаться любой перевозчик. Даже при добросовестном исполнении своих обязательств можно получить иск на полную стоимость груза.
Поэтому основной вывод простой — держать документы в порядке, вести четкий документооборот.
Более конкретно, перевозчикам следует всегда:
- Требовать и хранить доверенности грузополучателя, выданные на прием груза.
- Хранить оригиналы транспортных накладных.
- Хранить оригиналы подписанных актов оказанных услуг.
Отсутствие любого из этих документов может стоить перевозчику 100 млн рублей.
Читайте в следующей части статьи
А как так получилось, что Таркетт дал кредит на 300 млн руб Регион Сервису и продолжал поставлять ему товар, не получая за него оплату?
Потому что у этого кредита был поручитель-физлицо, которому Таркетт доверял. Но и это физлицо, и Регион Сервис стали участниками мошеннической схемы. В этой схеме участвуют несколько компаний, и она даже связана с легендарным МММ.
Как? Читайте в следующей статье.
Ссылки
Нормативная база данной статьи:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ):
- Ст. 785 По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
- П. 3 ст. 797 Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами.
- Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта":
- П. 1 ст. 15 Перевозчик обязан доставить и выдать груз грузополучателю по адресу, указанному грузоотправителем в транспортной накладной, грузополучатель - принять доставленный ему груз.
- Ст. 42 Срок исковой давности за утрату груза составляет один год с момента, когда груз считается утраченным.
Судебная практика данной статьи:
- Дело № А40-92990/18 - стороны АО “Таркетт Рус” и АО “Регион Сервис”
- Дело № А40-118496/18-187-146«Б» - о признании ООО “Регион Сервис” его несостоятельным (банкротом).
- Определение Арбитражного суда г. Москвы от 12.07.2019 года. АО «Таркетт Рус» отказано во включении в третью очередь реестра требований кредиторов.
- Дело № А40-30202/2020 - стороны ООО «Дентро» (перевозчик) и АО «Таркетт Рус» (заказчик, грузоотправитель);
- 25.05.2021 г. Решение об отказе в удовлетворении иска в полном объеме по причине подтверждения доставки груза и истечения срока исковой давности.
Другое:
- Между АО «Таркетт Рус» и ООО «Регион Сервис» был заключен договор поставки № 538 от 01.12.2016 г., в рамках которого в первом квартале 2018 года был поставлен товар на 298 733 781,62 рублей по постоплате (По данным судебных дел).
А вы попадали в похожую ситуацию?
Как порядок в документах снижает ваши риски?
Поделитесь, пожалуйста, с нами. Будем рады любой обратной связи!
Команда ОТК и Дентро
Следите за новостями:
- в телеграм:ссылка
- в инстраграм: ссылка
- в фейсбук: ссылка
02.04.2021