Запланированный неплатеж перевозчикам как тип мошенничества. Как распознать и как бороться.
Сегодня рассказываем про еще один тип мошенничества — заранее запланированный неплатеж перевозчикам. Формально, это не мошенничество: здесь нет “хищения чужого имущества”. Однако, по сути, это то же самое. Другие компании заведомо вводятся в заблуждение и лишаются честно заработанных средств. Рассказываем, в чем суть схемы и как с ней бороться. Показываем на реальных актуальных примерах компаний мошенников. Заносите в свой черный список!
Суть схемы
Этап 1. Подготовка.
Мошенники заводят подставную компанию. Назовем ее компания М. Часто выкупается уже действующий аккаунт на ати с реальной историей. Под этой компанией начинают честно оказывать экспедиторские услуги. Берут заказы на перевозку, выполняют рейсы. Чаще это короткие рейсы с оплатой грузополучателем. Работают максимально корректно и честно, чтобы заработать хорошую репутацию.
Этап 2. Операция.
После того, как заработана достаточная репутация, компания М примерно в один момент времени берет несколько заказов. Как можно больше заказов и как можно дальше по географии и по стоимости. Под эти заказы нанимаются перевозчики. Нанимаются за хорошую для перевозчиков цену и хорошие условия оплаты, ведь платить компания М им уже не собирается.
Этап 3. Получение наживы.
Перевозчики выполняют рейсы. Компания М собирает документы, выставляет счета заказчикам, получает оплату. Но дальше компания М не платит перевозчикам за выполненные рейсы, оставляя весь доход от выполненных дальних дорогих рейсов себе. Дальше возможны вариации. Компания М может исчезнуть сразу после одной такой группы рейсов. А может и продолжать работать, организуя аналогичные рейсы, пока находятся заказчики и перевозчики, готовые с ней работать, несмотря на предупреждения на форумах и открытые арбитражи.
А что дальше?
Печальная особенность такой схемы состоит в том, что формально, никто ничего не похищал. Согласно текущему законодательству, такое мошенничество — не мошенничество. Такая схема ничем не отличается от частой бизнес-практики, когда компания по любым другим причинам не может произвести платеж контрагенту и, может, даже вынуждена банкротиться. Злой умысел доказать практически невозможно. Поэтому большинство таких случаев заканчивается для мошенников достаточно безопасно. Закрывается одна подставная компания, открывается следующая.
Однако, по сути, это — мошенничество, которое определяется в УК как “хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием”. Мошенники, которые открывают такие компании, изначально планируют не заниматься честной работой, а наработать репутацию, получить наживу в виде приобретения оплаты перевозчика и обмануть своих партнеров.
Примеры компаний мошенников
ООО "ЮТС-ЛОГИСТИК", ОГРН 1132348000950, код ати 1280114
Эта компания — один из самых известных примеров мошенников по этой схеме. Компания — ответчик по 155 арбитражным делам на 51 млн руб. На ати — претензий на 15 млн руб.
Большинство претензий появилось в ноябре 2019. Тогда же компания, фактически, закрылась. Например, в декабре 2019 массово были закрыты все контакты компании.
ООО "АРТТЭК", ОГРН 1182375021927, код ати 1738976, клон ЮТС-ЛОГИСТИК
Компания АРТТЭК — клон компании ЮТС-ЛОГИСТИК выше. Каменский Игорь Анатольевич ИНН 234805191208, гендиректор-учредитель — подставное лицо. Айметдинов Рустам Фаридович ИНН 234803523754, учредитель ЮТС-ЛОГИСТИК, управляет АРТТЭК.
К АРТТЭК начались первые претензии.
На форуме ати есть отдельная тема, посвященная связи ЮТС-ЛОГИСТИК и АРТТЭК: ссылка
Ниже — два примера компаний, которые, скорее всего, являются мошенниками, но еще только нарабатывают положительную репутацию. Эти компании сейчас открыто работают на рынке, и вы можете пострадать от их действий.
ООО "ТРАНС-АВТО", ОГРН 1182375042453, код ати 1955055
На первый взгляд, компания выглядит нормально:
Зеленые звезды на ати
Гендир/учредитель с 2018 года
10 рекомендаций
Нет претензий и НП
Но проведя более детально изучение, видим следующие факты:
На графике активности похоже на "спящий аккаунт”, который активизировался в январе 2021 года.
Произведена массовая смена контактов
Регион поменялся с Краснодара на Москву
В январе 2021 добавлена связанная фирма АЛЬКОР, ООО ИНН: 5024208977. Компания открыта в ноябре 2020 года. Директор и учредитель Шитова Наталья Сергеевна ИНН 525800076445, ранее не занимаясь предпринимательской деятельностью, за 3 дня открыла 4 компании, везде директор и единственный учредитель, что носит признак номинальности.
ООО "АВТОТРЕЙД", ОГРН 1207700119362, код ати 2393721
Также, на первый взгляд, позитивные признаки:
Зеленые звезды ати
Гендир/учредитель больше года
27 рекомендаций
Нет претензий или НП
Более детальное изучение показывает следующие факты:
Учредителем подано заявление о недостоверности сведений о нем и юридическом адресе.
В январе 2021 года добавлена связанная компания, созданная 4 месяца назад: ООО "ИНТЕРСТРОЙ", ОГРН 1207700422137. Гендир и единственный учредитель Васин Николай Александрович ИНН 501902010891, помимо этой компании, открыл за два дня в январе 2021 еще две компании, не связанные с перевозками.
Как бороться
При работе с любым контрагентом необходимо проводить базовую проверку юрлица, которую мы уже описывали в статье "Как обезопасить себя от самой популярной схемы мошенничества" (ссылка). Особенно необходимо обратить внимание на номинальность директора.
Далее, так как речь идет о финансовой дисциплине, необходимо проверить текущие арбитражные дела в качестве ответчика. По возможности, получить рекомендации от других перевозчиков о платежной дисциплине.
Наконец, помогайте рынку. К сожалению, многие компании, столкнувшись с неоплатой и явными признаками мошенничества, не сообщают оперативно об этом своим коллегам честным перевозчикам. Это позволяет мошенникам продолжать наживаться обманом. Если столкнулись с неоплатой или мошенникам, то сообщайте об этом коллегам по любым доступным каналам. Пишите на форумах, общих чатах, заводите арбитражные дела. Это помогает оперативно обнаруживать новые компании и аккаунты мошенников и минимизировать потери.
А вы сталкивались с такими мошенниками? Как вы их узнаёте и боретесь с ними? Поделитесь, пожалуйста, с нами. Будем рады любой обратной связи!
Команда ОТК
Подписывайтесь на новые статьи - в телеграм: ссылка - в инстраграм: ссылка - в фейсбук: ссылка