У водителей часто бывает по два и более телефонов. Какой из них вы записываете в договор-заявку с перевозчиком? А по какому звоните на погрузке и в рейсе? За последние несколько месяцев мы несколько раз видели, как плохая практика работы с телефонами приводит к потере груза. В этой статье рассказываем о хорошей практике, которая снижает риск мошенничества и сохраняет грузы.
СБ одобрила перевозчика, но груз ушёл
Разберем один из недавних случаев, который привел к уходу груза.
Логист находит наемный транспорт, получает от перевозчика пакет документов, отправляет его на проверку службе безопасности (СБ). СБ проводит проверку, в ходе которой возникает проблема: не удается пройти одну из контрольных точек. А именно подтвердить, что телефон водителя принадлежит водителю. Поэтому СБ возвращается к логисту, запрашивает и получает у него другой номер телефона водителя. Новый телефон уже удается связать с водителем. Остальные этапы проверки тоже успешно пройдены. Рейс одобряется.
Но во время рейса водитель пропадает со связи и груз уходит.
Почему ушел груз
Проверка телефона водителя – это одна из критичных контрольных точек, которую нужно пройти, чтобы одобрить рейс. Если не удается связать телефон с водителем, то есть риск мошенничества по схеме “переадресация”. Между экспедитором и перевозчиком встает мошенник-прокладка. Подробно об этой схеме можно почитать в статье “Как обезопасить себя от самой популярной схемы мошенничества”.
Рейс одобряется, только если есть “зеленый” телефон, который ведет напрямую к водителю.
В примере выше СБ не смогла определить, что первый предоставленный телефон (телефон 1) – “зеленый”.
Поэтому СБ запросила другой номер телефона. Второй предоставленный телефон (телефон 2) проверку прошел. Именно телефон 2 – “зеленый” телефон для водителя в этом случае.
Однако первый предоставленный телефон, телефон 1 может принадлежать мошенникам! Тогда этот случай – попытка мошенничества по схеме “переадресация”.
Именно такие случаи мы наблюдаем последнее время. В проверке участвуют два номера телефона. СБ одобряет рейс на основании второго, “зеленого” номера телефона. Но логисты держат связь по первому предоставленному номеру, телефону 1, - не “зеленому”. Думают, что общаются с водителем, а на самом деле общаются с мошенником. Далее, по обычной схеме, мошенник выгружает водителя в подготовленном месте и пропадает со связи. Груз похищен.
Почему одобряется рейс, если есть риск мошенничества
Действительно, такие рейсы можно и не одобрять. Но водителей с двумя телефонами много. Частая ситуация, когда у водителя два телефона: один – личный, второй – рабочий. Если отказываться от сотрудничества с такими водителями, то логистам придется дольше искать наемный транспорт. Возможно, вообще его не найти. Число закрытых рейсов может уменьшиться.
А почему не попытаться подтвердить первый предоставленный номер телефона, телефон 1?
Попытаться можно. Но на это может уйти значительно больше усилий. Может потребоваться больше денег. Например, на доступ к дополнительным источникам данным. Может потребоваться больше времени. Например, для дополнительных звонков водителю и перевозчику. Такая более сложная процедура проверки может потребовать дополнительных навыков у сотрудника СБ или логиста, который ее проводит. Потребуется дополнительная работа по обучению. Наконец, такая усложненная ручная процедура несет на себе дополнительные риски человеческого фактора.
В итоге, на практике обычно более эффективно одобрить рейс, но снизить риск мошенничества, держа связь только по “зеленому” номеру телефона. Если, конечно, все остальные контрольные точки пройдены.
Что делать
В рейсе держать связь с водителем только по “зеленому” номеру телефона.
Если у водителя два номера телефона, то во всех документах по рейсу указывать “зеленый” номер. Например, в договор-заявке между экспедитором и перевозчиком.
Мы в ОТК поддерживаем такую практику. Если в заявке на проверку указаны два номера телефона, а один из них – не “зеленый”, то в комментарий к резолюции автоматически добавляется предупреждение и указание, какой номер использовать для связи с водителем.
А вы сталкивались с такими ситуациями? Какая у вас практика работы с контактами водителя и коммуникации с водителем по рейсу?