В условиях роста числа изощренных схем мошенничества компании сталкиваются с новыми вызовами в обеспечении безопасности грузоперевозок. Один из таких случаев, произошедший недавно с нашим клиентом, демонстрирует, как уязвимость коммуникаций между логистами, водителями и перевозчиками может обернуться многомиллионными убытками.
Управление рисками vs их минимизация: где слабое место?
Компании по-разному подходят к безопасности: одни делают ставку на страхование рисков (ДТП, хищения, повреждение грузов), другие — на профилактику через проверки перевозчиков и водителей. Однако гибридный подход, как в данном случае, когда часть рейсов страхуется, а часть проходит поверхностный контроль, создает лазейки для мошенников.
Описание схемы мошенничества
Цель мошенников: похитить высоколиквидный груз, манипулируя цепочкой коммуникаций.
Этапы:
- Подготовка: Мошенник связывается с перевозчиком и просит откликнуться на груз выложенный в АТI.
- Отклик перевозчика: Перевозчик говорит, что у него готова свободная машина по «определенному направлению». Это направление интересно для мошенников тем, что по нему отгружается высоколиквидный груз, а именно металл.
- Данные машины и верификация: Перевозчик присылает данные водителя через почту, проверенную биржей ATI. На первый взгляд ничего не привлекает внимание ни логиста, ни потенциального безопасника.
- Связь с водителем: С водителем связывается логист Экспедитора, инструктирует о точке загрузки, выгрузки, что необходимо сообщать об отклонениях. Водитель принимает адекватно всю информацию.
- Подмена контакта: После загрузки логист получает сообщение в WhatsApp от другого номера, якобы от водителя. Причина: закончились деньги на старом номере. Логист не проверяет новый номер. Дальнейшие сообщения: Новый номер сообщает о задержке выгрузки. При этом другая машина по тому же направлению доехала нормально. Это указывает на то, что проблема только с этим водителем.
- Обнаружение подмены: При попытке связаться с водителем по изначальному номеру, логист узнает, что груз был выгружен два дня назад, в другом месте. Водитель поясняет, что параллельно выполнял другую заявку с логистом, номер телефона которого полностью совпадает с номером в WhatsApp, с которого общался мошенник.
- Механизм мошенничества: Мошенник заранее связался с водителем, представился сотрудником компании, изменил планы выгрузки, предложив наличные. Затем создал поддельный аккаунт WhatsApp, чтобы обмануть логиста, который не проверил новый номер. Реальный водитель выгрузил груз в другом месте по указанию мошенника.
Ошибки, которые дорого обошлись
- Игнорирование изменений в контактах: новый номер телефона водителя не был верифицирован.
- Отсутствие прямого контакта с водителем: логист не поддерживал связь по первоначальному номеру, указанному в заявке.
- Задержка эскалации: информация об отклонениях (перенос выгрузки, «поломка» машины) не были переданы службе безопасности.
Как предотвратить подобные атаки?
Обязательная первичная проверка всех рейсов
Даже застрахованные грузы должны проходить верификацию перевозчиков и водителей.
Верификация каждого канала связи
В случае любых отклонений от установленного плана рейса, особенно связанных с изменением контактной информации ИП, водителей или других контактных лиц, необходимо немедленно информировать непосредственного руководителя, владельца компании и службу безопасности.
Прямой контакт с водителем
Внедрите правило: логист обязан связаться с водителем по утвержденному номеру перед началом рейса и при отклонениях.
Обучение логистов
Проводите тренинги для логистов: даже «незначительные» изменения (смена номера) — повод для тревоги. Если новая информация утонула в общении «логист-водитель», уход груза — всего лишь дело времени. Также логисты должны предоставлять только достоверную информацию, указывать канал связи по которому ведется общение, а не данные, скопированные с других источников.
Использование технологий
Грузы похищает не техника, грузы похищают лица. Все, что связано с прямым контактом «водитель-логист», требует мониторинга. Не уверены в своих силах? Доверьте эту задачу экспертам! Аутсорсинг или штатные специалисты – это гарантия безопасности вашей перевозки.
Даже застрахованные грузы должны проходить верификацию перевозчиков и водителей.
Верификация каждого канала связи
В случае любых отклонений от установленного плана рейса, особенно связанных с изменением контактной информации ИП, водителей или других контактных лиц, необходимо немедленно информировать непосредственного руководителя, владельца компании и службу безопасности.
Прямой контакт с водителем
Внедрите правило: логист обязан связаться с водителем по утвержденному номеру перед началом рейса и при отклонениях.
Обучение логистов
Проводите тренинги для логистов: даже «незначительные» изменения (смена номера) — повод для тревоги. Если новая информация утонула в общении «логист-водитель», уход груза — всего лишь дело времени. Также логисты должны предоставлять только достоверную информацию, указывать канал связи по которому ведется общение, а не данные, скопированные с других источников.
Использование технологий
Грузы похищает не техника, грузы похищают лица. Все, что связано с прямым контактом «водитель-логист», требует мониторинга. Не уверены в своих силах? Доверьте эту задачу экспертам! Аутсорсинг или штатные специалисты – это гарантия безопасности вашей перевозки.
Вывод
Мошенники атакуют слабые звенья — человеческий фактор и разрозненность процессов. В описанном случае убытков можно было избежать, если бы:
- Логист перезвонил водителю на исходный номер при первом подозрении;
- Служба безопасности получила бы данные о новом WhatsApp-контакте;
- Заявка прошла проверку, несмотря на страхование груза.
Безопасность перевозок — это не выбор между страхованием и проверками, а их симбиоз. Только комплексный подход, постоянное обучение сотрудников и контроль каналов связи сведут риски к минимуму. Как показывает практика, цена ошибки — не только финансовые потери, но и репутационные риски, которые сложнее восстановить.