"Выгрузка только по ТТН" или как водитель спас груз
Сегодня рассказываем, почему все наши звонки-проверки с водителям мы завершаем фразой “Выгрузка только по ТТН, кто бы ни звонил, что бы ни рассказывал”. Рассказываем на недавнем примере попытки хищения груза.
Водитель не отвечает на телефон
Начало у истории, к сожалению, достаточно типичное. Позвонил по рекомендации логист. Говорит, в его рейсе наемный водитель перестал отвечать на телефон. Попросил разобраться в ситуации. Рейс Новосибирск - Ярославль, металлическая стружка на 5 млн руб. Последняя связь с водителем была предыдущим вечером.
Разбираемся в ситуации
Начали с запроса всех документов по рейсу. Полученные документы проверили примерно по той же методике, как обычно проверяем наемный транспорт для допуска к рейсу. Обнаружили несколько вещей. Во-первых, СТС - поддельные.
Данные на СТС не соответствуют реальным. По данным СТС, собственником транспорта является сам водитель. В реальности, собственник — юрлицо.
Подделка, кстати, не очень хорошего качества. Опытный глаз может даже визуально по скану определить другую типографику.
Факт подделки СТС однозначно говорит, что мы имеем дело с мошеннической схемой. Поэтому необходимо как можно быстрее определить реальное местоположение груза.
Проверяем документы на водителя. Обнаруживаем, что в заявке на перевозку в качестве телефона водителя указан номер-пустышка. Одноразовый номер без истории. То есть, скорее всего, имеем дело с распространенной схемой переадресации, о которой уже подробно писали (ссылка на статью). По этой схеме, перевозчик-мошенник дает заказчику вместо телефона водителя свой номер. А потом во время рейса мошенник отвечает на телефон вместо водителя. Сообщает ложное местоположение груза, чтобы выиграть время для его похищения. В то же время, мошенник отправляет реального водителя на другое место разгрузки.
Заканчиваем проверку водителя. Приходим к выводу, что водитель в этой схеме, скорее всего, настоящий, не мошенник. Находим реальный номер водителя и звоним ему.
Разговор с настоящим водителем
Звонок с водителем получился интересным.
— Да я тут уже 8 часов стою на выгрузке! Не даю себя разгружать. Место какое-то странное. Какие-то гаражи, рядом металлоприемка. В ТТН другой адрес. Еще документы какие-то подвезли. Говорят, все изменения согласовали.
Ура! Груз найден и пока в целости и сохранности!
Наши инструкции, правда, водитель слушать не стал: со всеми вопросами отправил к своему логисту. На всякий случай, контакты логиста у водителя не спрашиваем, а находим по своим каналам. Связываемся, согласовываем действия. И вот уже через 4 часа груз выгружается, где и надо было.
Выводы и рекомендации
Инструктировать водителей В этом случае именно водитель предотвратил похищение груза. Он среагировал и на антураж места разгрузки, и на то, что оно отличается от указанного в ТТН. Именно поэтому мы все свои звонки-проверки с водителем завершаем стандартной фразой: “Выгрузка только по ТТН, кто бы ни звонил, какие бы истории ни рассказывал.”
Проверять документы на транспорт В этом случае мошенникам мешал тот факт, что машина зарегистрирована на реальное юрлицо, не на водителя. Если бы использовались реальные СТС, то можно было бы проще найти контакты юрлица - владельца машины, а потом и реального водителя. Подделав документы, мошенники убрали этот мешающий элемент и оставили заказчику только свои контакты.
Проверять документы на погрузке Этот случай мог бы быть предотвращен еще на этапе погрузки. В договоре-заявке между логистом-мошенником и логистом-перевозчиком указано одно место разгрузки. В ТТН на погрузке — другое. Сравнив эти два документа можно определить расхождение. Но к сожалению, по распространенной практике, водитель не видит договор-заявку, а логист -- ТТН. Поэтому и расхождение в таком случае, как правило, не замечается.
Команда ОТК
Подписывайтесь на новые статьи - в телеграм: ссылка - в инстраграм: ссылка - в фейсбук: ссылка