Новости ОТК

Белый список перевозчиков. Чем он плох и как от него избавиться?

  • Текущая практика
  • Чем плоха текущая практика
  • Может, перепроверять периодически белый список?
  • Рекомендуемая практика
  • Инструменты ОТК

Текущая практика.

Среди экспедиторов, работающих с наемным транспортом, распространена практика “белого списка”. Эта практика состоит в том, что новые перевозчики, с которыми экспедитор раньше не работал, проходят проверку и заносятся в “белый список”. После того, как перевозчик попал в этот белый список, он может быть поставлен на рейс любым логистом компании без дополнительной проверки.

Чем плоха практика белого списка?

Практика белого списка имеет две основные уязвимости:

Первая уязвимость – устаревание данных в белом списке.
После проверки в момент внесения перевозчика в белый список сам перевозчик может быть, например, перепродан мошенникам.
Другая уязвимость – недостаточный контроль за изменениями белого списка.
Зачастую, любой логист может внести любое изменение в белый список.
Бывают случаи, когда мошенник звонит экспедитору от лица перевозчика и просит изменить контактные данные этого перевозчика на свои. После такого изменения мошеннику становится проще реализовать схему с переадресацией.
Из-за этих уязвимостей, белый список может “испортиться”: перестать быть белым и начать содержать данные мошенников.

Может, периодически перепроверять белый список?

Многие экспедиторы понимают эти риски и пытаются их снижать.
В качестве одного из способов рассматривается и применяется периодическая перепроверка белого списка. Но такой подход имеет несколько недостатков.
Во-первых, мошенники стараются действовать оперативно и перевозчик из белого списка может перестать быть “белым” за 1-2 дня. Получается, перепроверять нужно с такой же частотой: раз в 1-2 дня.
Во-вторых, у среднего-крупного экспедитора, как правило, есть постоянные перевозчики, с которыми выполняется большинство рейсов.
А есть “длинный хвост”: перевозчики, с которыми когда-то давно сделали один рейс и больше не работали. Перепроверять такой объем перевозчиков с такой частотой может быть нецелесообразно.

Рекомендуемая практика.

Мы рекомендуем практику проверки всех рейсов.
Такая практика включает два основных элемента.
Во-первых, ведется список не только “белых”, одобренных перевозчиков, а всех перевозчиков, которые когда-либо планировались к погрузке или с кем совершались рейсы.
Во-вторых, перевозчик проверяется перед каждым рейсом. Для постоянных перевозчиков проверка в большинстве случаев сводится к быстрой перепроверке на отсутствие критичных изменений данных перевозчика. Например, смена директора, смена контактного телефона водителя. Если критичных изменений нет, то перевозчик допускается к рейсу. Если есть изменения, то перевозчик проходит полную перепроверку.
Результат проверки - это не только допуск на рейс, но и обновление данных в списке перевозчиков.
Если полная перепроверка приведет к запрету работы с перевозчиком, то этот перевозчик будет помечен в общем списке всех перевозчиков как запрещенный. Перевозчик станет недоступен для постановки на рейс всем логистам.

Инструменты ОТК.

Мы в ОТК поддерживаем такую практику проверки перевозчиков перед каждым рейсом.
Для этого разработан набор инструментов.

  • Интеграция по API

Заявки на проверку могут передаваться по API прямо из системы экспедитора. Нет дополнительной нагрузки на логиста, чтобы проверять каждого перевозчика на каждый рейс. Логист выбирает в своей привычной системе, как и раньше, перевозчика, которого он хочет поставить на рейс. Система экспедитора передает данные на проверку в ОТК автоматически и так же автоматически получает результат проверки

  • Автоматическая проверка изменений данных перевозчика

Если критичных изменений не выявлено, то логист получает “зеленый свет” за считанные секунды. Если выявлено критическое изменение, то либо логисту сообщается о необходимости перепроверки, либо заявка сразу отправляется на перепроверку. В зависимости от настройки.
Наши новые партнеры, бывают, удивляются такой скорости проверки: “Разве можно проверить перевозчика за 1 минуту?”. Именно такая автоматическая проверка на изменение критичных данных уже проверенных перевозчиков позволяет делать проверки быстро

  • Бесплатные повторные проверки

Проверки, для которых не выявлено критичных изменений, - бесплатны.
А есть ли у вас “белый список” перевозчиков?
Как вы снижаете риски порчи этого белого списка?
Поделитесь с коллегами в телеграм канале OTK News: ссылка.
23.05.2023 г.
Команда ОТК
Статьи