Запрос на проверку
Запрос на проверку был самым обычным. Рейс из Московской области в Екатеринбург, 20 тонн французского моторного масла. Экспедитор - заказчик проверки уже успешно сотрудничал ранее с компанией-перевозчиком. Только водитель и машина были новыми.
Начало проверки, первые подозрения
Проверка началась по стандартной процедуре. Один из пунктов — проверка документов по разным источникам. В нашем случае красный флаг загорелся напротив СТС: информация о собственнике, указанном в СТС не соответствует фактической. Т.е. почти наверняка нам прислали подделку, и мы имеем дело с мошенниками.
Поддельные СТС
Но мы продолжаем проверку, чтобы в этом убедиться и разобраться во всех деталях схемы, если, действительно, имеем дело с мошенниками.
Звонок водителю
Связываемся с водителем. Проводим стандартный опрос с целью подтверждения личности. Обнаружили несколько нестыковок. В обычной ситуации на них бы не обратили внимания: честные водители тоже иногда ошибаются в некоторых деталях.
Но в этом случае мы смотрели внимательно на несколько вещей, и опрос дал нам указания на структуру используемой схемы мошенничества.
В этом месте при подготовке статьи мы задумались, нужно ли писать здесь более подробно. С одной стороны хотелось бы рассказать все детали, но с другой стороны, также хотелось бы не раскрывать мошенникам все детали наших методов. Решили остановиться на таком вот уровне деталей.
Звонок компании-перевозчику
Далее звоним директору компании-перевозчику. Назовем ее Елена.
Елена, напомним, была уже проверенным перевозчиком, и с ней уже было несколько успешных перевозок. По словам экспедитора-заказчика, от нее приходили “проверенные водители”. Поэтому отнеслись к ней как к надежному источнику.
Но тут вдруг Елена говорит, что с этим перевозчиком (мошенником!) она уже давно и успешно работает. Знает лично и чуть ли не дружат семьями.
Как так?! Неужели честный перевозчик решил помогать мошенникам и стать преступником?!
К счастью, мы не стали свидетелями, как одним преступником стало больше. Елена сама являлась орудием в руках мошенниках. Неосознанно.
После более подробного разговора с использованием реальных фактов и документов, она “сдалась”.
Мошенники сумели подобрать к ней подход и смогли уговорить помочь им, “начинающим предпринимателям” начать свой путь в тяжелой сфере грузовых автоперевозок.
Они вместе сделали фиктивные договора аренды ТС и трудовой договор с водителем.
Договорились подтверждать свою связь с ними как с надежными партнерами при проведении проверок.
Звонок собственнику транспорта
Звоним собственнику транспорта по СТС. Назовем его Дмитрий.
По Дмитрию предварительно собрали информацию, готовясь к звонку.
В телефонном разговоре достаточно быстро становится понятно, что Дмитрий является не реальным собственником ТС, а мошенником. Это становится понятно Дмитрию тоже. Поэтому он хочет закончить разговор поскорее и предлагает встретиться лично, чтобы “снять все подозрения”. Мы соглашаемся и договариваемся о месте и времени.
Но Дмитрий, конечно же, на встречу не приезжает.
Завершение проверки
После всех проверок и звонков окончательно убедились в неблагонадежности таких потенциальных “партнеров”.
Экспедитору - заказчику проверки сотрудничество с данным водителем запретили.
В свои базы - черные списки занесли контакты мошенников и данные ТС.
Партнерам по Ассоциации служб безопасности транспортных компаний сделали оповещение.
Проверку закрыли.
Выводы, рекомендации
Этот случай достаточно редкий и необычный. Честный перевозчик Елена, из лучших побуждений, помогала мошенникам, давая заведомо ложную информацию своим коллегам - экспедиторам.
Но сама схема мошенничества вполне обычная, и стандартные методы проверки позволяют ей противодействовать.
В данном случае помогают такие действия.
Проверять документы
Все получаемые документы необходимо проверять на соответствие между собой. Стандартные документы типа паспорта, ВУ, СТС проверять по сторонним источникам и базам данных.
Помогать коллегам
Говорить только правду, когда запрашивают рекомендации или просят подтвердить сведения, например, о водителе.
Делать кросс-проверки
Любую информацию надо проверять по нескольким источникам. В данном случае перевозчик Елена из лучших побуждений и неосознанно помогала мошенникам, давая заведомо ложные сведения о долгом сотрудничестве и знакомстве с водителем.
К сожалению, оказалось, что к моменту нашей проверки от рук этих мошенников уже пострадали несколько компаний: они успели похитили больше 10 грузов по этой схеме.
Надеемся, наши действия оберегут кого-то в будущем.
Приложение. Данные проверки.
Были заявлены:
водитель - Баранов Олег Николаевич (тел. 89175283440)
тягач У993УТ199, полуприцеп ВУ075877
Собственник: Мандрыкин Дмитрий тел. 89514512188.
Наше сообщение о мошенниках на форуме “Недобросовестные партнеры” на ати (ссылка):
Страница мошенников на ати (ссылка):