Белый список перевозчиков. Чем он плох и как от него избавиться?
Текущая практика
Чем плоха текущая практика
Может, перепроверять периодически белый список?
Рекомендуемая практика
Инструменты ОТК
Текущая практика.
Среди экспедиторов, работающих с наемным транспортом, распространена практика “белого списка”. Эта практика состоит в том, что новые перевозчики, с которыми экспедитор раньше не работал, проходят проверку и заносятся в “белый список”. После того, как перевозчик попал в этот белый список, он может быть поставлен на рейс любым логистом компании без дополнительной проверки.
Чем плоха практика белого списка?
Практика белого списка имеет две основные уязвимости:
Первая уязвимость – устаревание данных в белом списке.
После проверки в момент внесения перевозчика в белый список сам перевозчик может быть, например, перепродан мошенникам.
Другая уязвимость – недостаточный контроль за изменениями белого списка.
Зачастую, любой логист может внести любое изменение в белый список.
Бывают случаи, когда мошенник звонит экспедитору от лица перевозчика и просит изменить контактные данные этого перевозчика на свои. После такого изменения мошеннику становится проще реализовать схему с переадресацией.
Из-за этих уязвимостей, белый список может “испортиться”: перестать быть белым и начать содержать данные мошенников.
Может, периодически перепроверять белый список?
Многие экспедиторы понимают эти риски и пытаются их снижать.
В качестве одного из способов рассматривается и применяется периодическая перепроверка белого списка. Но такой подход имеет несколько недостатков.
Во-первых, мошенники стараются действовать оперативно и перевозчик из белого списка может перестать быть “белым” за 1-2 дня. Получается, перепроверять нужно с такой же частотой: раз в 1-2 дня.
Во-вторых, у среднего-крупного экспедитора, как правило, есть постоянные перевозчики, с которыми выполняется большинство рейсов.
А есть “длинный хвост”: перевозчики, с которыми когда-то давно сделали один рейс и больше не работали. Перепроверять такой объем перевозчиков с такой частотой может быть нецелесообразно.
Рекомендуемая практика.
Мы рекомендуем практику проверки всех рейсов.
Такая практика включает два основных элемента.
Во-первых, ведется список не только “белых”, одобренных перевозчиков, а всех перевозчиков, которые когда-либо планировались к погрузке или с кем совершались рейсы.
Во-вторых, перевозчик проверяется перед каждым рейсом. Для постоянных перевозчиков проверка в большинстве случаев сводится к быстрой перепроверке на отсутствие критичных изменений данных перевозчика. Например, смена директора, смена контактного телефона водителя. Если критичных изменений нет, то перевозчик допускается к рейсу. Если есть изменения, то перевозчик проходит полную перепроверку. Результат проверки - это не только допуск на рейс, но и обновление данных в списке перевозчиков.
Если полная перепроверка приведет к запрету работы с перевозчиком, то этот перевозчик будет помечен в общем списке всех перевозчиков как запрещенный. Перевозчик станет недоступен для постановки на рейс всем логистам.
Инструменты ОТК.
Мы в ОТК поддерживаем такую практику проверки перевозчиков перед каждым рейсом.
Для этого разработан набор инструментов.
Интеграция по API
Заявки на проверку могут передаваться по API прямо из системы экспедитора. Нет дополнительной нагрузки на логиста, чтобы проверять каждого перевозчика на каждый рейс. Логист выбирает в своей привычной системе, как и раньше, перевозчика, которого он хочет поставить на рейс. Система экспедитора передает данные на проверку в ОТК автоматически и так же автоматически получает результат проверки
Автоматическая проверка изменений данных перевозчика
Если критичных изменений не выявлено, то логист получает “зеленый свет” за считанные секунды. Если выявлено критическое изменение, то либо логисту сообщается о необходимости перепроверки, либо заявка сразу отправляется на перепроверку. В зависимости от настройки.
Наши новые партнеры, бывают, удивляются такой скорости проверки: “Разве можно проверить перевозчика за 1 минуту?”. Именно такая автоматическая проверка на изменение критичных данных уже проверенных перевозчиков позволяет делать проверки быстро
Бесплатные повторные проверки
Проверки, для которых не выявлено критичных изменений, - бесплатны.
А есть ли у вас “белый список” перевозчиков?
Как вы снижаете риски порчи этого белого списка?
Поделитесь с коллегами в телеграм канале OTK News: ссылка.